Желания и привычки

 

Желания и привычки.

 

У человека очень часто возникает ощущение потребности в чем-то или чего-то. Оно может быть устойчивым или кратковременным. В любом случае это желание для человека не является фатальным для исполнения. Даже самое сильное неисполненное желание может быть со временем забыто.

Если же желание осуществляется и многократно реализуется, оно может перерасти в привычку, которая оседает в подсознании как своеобразный инстинкт – желание через определенный интервал выпить, закурить, реализовать определенный досуг. Если  потребность у человека, в каком-то определенном желании, возникает часто, и которое при этом инициируется подсознанием, оно может перерасти  в особую зависимость, превращая его в алкоголика или маньяка своих страстей.

Таким образом, желание может возникать как на фоне воздействия на человека окружающей среды, так и работой собственного  подсознания. Однако, не все  намеки и советы  окружающей среды могут воздействовать на человека. Они фильтруются сложившейся гармонией в подсознании всех его привычек. Чтобы  разумные и полезные  предложения окружающей среды были бы приняты человеком, необходимо в его подсознание внедрить ту научную базу, на основании которой были найдены эти решения.

Диалог двух собеседников  может быть продуктивным только в том случае, если они оба признают принцип действия их привычек. Из этого вытекает, что в первом приближении, каждый партнер не особенно прав и в наборе своих привычек должен иметь привычку критического отношения к своим способностям и быть открытым к диалогу. Наличие такой привычки это начальный этап формирования человека разумного. Без нее человека можно назвать только  человеком способным.

В отличие от дикой природы, он способен усвоить определенный набор полезных или не полезных действий, но выполнять их затем только в усвоенном варианте, что сродни действиям в дикой природе. Сформированные привычки навсегда остаются в подсознании. Их нельзя изменить. Ослабить их явное пагубное действие может только сам человек, если он в своем арсенале будет иметь привычку к самокритичности. На этой базе он сможет формировать соответствующую блокирующую привычку, которая будет ослаблять негативное воздействие возникающего желания к неправильному действию.

В жизни общества действует та же система возникновения желаний и привычек, как и в отдельно взятом человеке.   Различие лишь в том, что желания общества определяется его лидером, а желания принявшие статус привычки, зачастую, закреплялись в обществе идеологическим или силовым путем без анализа степени их позитивности. Затем сами лидеры становятся жертвами привычек, укорененных ими же в обществе, что, тем самым, приводят общество к трагическим последствиям.

Существующие социальные взаимоотношения в обществе, рожденные на базах религиозных или политических принципах многие тысячелетия, или веков тому назад, опирались на волю отдельно взятого человека и, несмотря на научно технический прогресс, мы  не можем до сих пор их оптимизировать. Это свидетельствует о том, что мы, все еще,  не являемся «человеком разумным» и нам спокойнее жить по привычкам. Укорененные в обывателе привычки, которые передаются от поколения к поколению с молоком матери, препятствуют современным лидерам внедрению в жизнь общества позитивных поведенческих норм. Каждое государство вынуждено придерживаться консервативных поведенческих форм, существующих в народе, не потому что  его лидеры разумны, а потому, что их набор сродни обывательским привычкам, и они просто не могут реально  что-то предпринять в этом направлении.

Современные социальные взаимоотношения в обществе должны  формироваться на некоторой научно обоснованной базе не одного общества и, тем более, не одного человека, а представлять коллективный труд научных сообществ разных государств. В жизни общества, как и в отдельно взятом человеке, должен соблюдаться определенный поведенческий  порядок. Анархия не допустима.

Все мы разные и поэтому представление о порядке у нас будут различными. Выработка оптимальных социальных взаимоотношений в обществе является одной из нерешенных задач. Дискуссии на эту тему идут на всех уровня науки и властных структур. Проводятся различные социологические опросы. Однако, делается это в рамках существующей действительности, представляющей собой смесь религиозных и политических правил и ритуалов с потребительской основой жизнедеятельности всего общества. Одни производят и производят продукцию, а другие должны ее покупать, покупать и покупать. Этот механизм запускается практически автоматически. Всегда найдется обыватель, у которого по собственному представлению или по легкой подсказке со стороны, возникает желание в данном товаре или услуге.

В дикой природе вся жизнедеятельность протекает только в инстинктивной борьбе за продуктивную среду обитания. Есть пища,  и только пища, есть жизнь.  В человеческой среде пищевая составляющая хотя и не потеряла своего значения, но вынуждена считаться  со спонтанно возникающими у человека желаниями иметь еще что-то. Это что-то порождает целую индустрию по формированию техногенной среды обитания,  доступ в которую открывается только при наличии денег. Практически, большая часть населения трудиться не на производстве продуктов питания, а в этой сфере. Они умудряются произвести ненужную продукцию или услугу и сбыть ее самим же себе. Вырваться из этого порочного круга самостоятельно они уже не в состоянии, так как первопричиной  этого является ложное желание, переросшее в привычку. Перепроизводство чего-то не остужает их пыл и они, всеми путями, стремятся к усилению потребительского зуда с целью производства ненужной продукции.

Этому процессу способствует и наше постоянно функционирующее мышление. В дикой природе этого аппарата нет. Там все определяется врожденными инстинктами. 

Основной особенностью мышления является непрерывная обработка информации. Можно только гадать, для чего природа наградила человека подобным инструментом, но то, что оно позволяет более гибко взаимодействовать с окружающей средой по сравнению с дикими популяциями, является очевидным фактом. Мышление открыло человеку все многообразие связей в нашем мироздании, сформировала техногенную среду  обитания и решила проблемы с продуктивной средой обитания. Очевидно, для мышления нет неразрешимых задач. Достаточно человеку обеспечить его соответствующим потоком информации и оно, обязательно, найдет  соответствующее решение. Мышление постоянно требует от физической человеческой сущности добывать для его работы эту  своеобразную пищу. Если он не в состоянии привести себя в информационно насыщенную среду, мышление способно вырабатывать для своей работы своеобразную, виртуальную информацию и, на основе  ее анализа, заставлять  физическую человеческую сущность выполнять определенные действия. Так, наличие такого времени у человека, позволяет мышлению перевести желание в привычку. В привычку помещать человека туда, где для мышления имеется обильный и непрерывный поток информации. При этом, эта среда не обязательно должна быть априори разумной. Алкоголь, наркотики, фанатизм и т.п. легко погружают мышление в знакомую и насыщенную информационную среду которую обслуживает многочисленная армия соответствующих производств.

Решение задачи по оптимизации жизни общества  не может находиться в рамках рыночной экономики. Рынок это стихия, а следовательно и анархия. Главным для рынка является найти потребителя и удовлетворить его желания, да так, чтобы они обязательно превратились в привычку.  Тогда он сам будет бегать за производителем и платить за свои заблуждение  любые деньги. Так было, так есть и так будет всегда, пока будет считаться, что рынок сам отрегулирует жизнь общества без особого воздействия на него из вне. Рынок заставляет каждого человека формировать свое благополучие. Каждый и обеспечивает его в меру своих задатков и тех негласных правил, которые реально управляют жизнью общества. Хитрость и лукавство, цинизм и наглость являются неизбежными спутниками любого обывателя и чиновников властных структур. Наше мышление легко скрывает истинные намерения своих действий, вводя в заблуждение не только окружающую среду, но и самого человека.

Если мы действительно хотим оптимизировать жизнедеятельность общества, то должны понять, что этот процесс требует длительного временного интервала (два – три поколения). При этом необходимо заранее четко сформулировать концепцию данного преобразования и требования к человеку будущего.  Сколько он будет пить и курит и что. Будет ли он вести здоровый образ жизни и чем он будет наполнять свободное время, и так далее, и тому подобное. Все это требует определенного планирования будущих производств и соответствующей инфраструктуры. При этом каждый член будущего общества обязан знать, что в обществе на первом месте стоят обязанность и ответственность и только на втором  - право на достойную защищенную жизнь.

В настоящее время необходимо осознавать, что такие преобразования невозможны. В жизни общества внедрились такие негативные процессы как коррупция, наркомания с которыми необходимо бороться хирургическими методами. Все лица,  так или иначе  соприкасающиеся с данными явлениями, обязаны определиться в способе ухода из жизни в случае своего участия в этих негативных для общества явлениях. По преступлениям, связанным с присвоением материальных ценностей, должна наступать более серьезная материальная ответственность, компенсирующая как прямые материальные потери, так и нанесенный моральный вред. Явных наркоманов и алкоголиков необходимо изолировать от общества в соответствующие места с обеспечением их пристрастных склонностей. Кроме этого, было бы разумным преобразовать политические партии в экономические команды, каждая из которых, имела бы в своем составе полный управленческий аппарат и  была бы способной управлять государством в случае ее победе на выборах. Параллельно с этим, необходимо создать как минимум три альтернативных научных центра, которые занялись бы разработкой будущей концепции жизнедеятельности общества.