Здравый смысл
За здравый смысл (разумность) здорового образа жизни.
В последнее время, на всех уровнях по управлению жизнедеятельностью обществом, приходят к выводу о необходимости культивирования в народе здорового образа жизни.
Какой ОН - человек будущего? Кто может спрогнозировать его поступки и сферу его интересов? Многие согласятся, что такой человек должен быть работоспособным, не должен курить, злоупотреблять алкоголем, играть в азартные игры, а досуг проводит в соответствии с его возрастными параметрами в кругу друзей и в соответствии со своей природной склонностью (хобби). Можно допустить, что разумное здоровье есть некая гармоничная связь между чисто физическим состоянием человека – сила, ловкость, выносливость и т.п. и его моральными характеристиками - порядочность, дружелюбие, образованность, трудолюбие и т.п. Естественный вопрос – как такой человек будет питаться и одеваться? Какое содержание его потребительской корзины? Какое у него будет представление о допустимых параметрах окружающей среды? Сможет ли он осознано противостоять ложным целесообразностям, которыми наполнено современное общество? По этим вопросам вряд ли будет единое мнение. Шоу бизнес, рынок и реклама, ради своего обогащения, активно продвигают в общество свои представления о смысле жизни, и они обязательно будут противодействовать подобным человеческим устремлениям. Им нужен человек с потребительским зудом, склонный к внушаемости и отягощенный болезнями.
Эти начальные представления о параметрах здорового человека является ключевым на пути повышения разумной составляющей в жизни общества. Мы все же дети природы. Наша жизнь протекает в соответствии с врожденными инстинктами – питание, выживание, продолжение рода и т. д. В соответствии с врожденным инстинктом – статуса – мы, как и во всей дикой природе, боремся за лидерство. Тот, кто победил, становится ведущим. Проигравшие – ведомыми. И до тех пор, пока не представиться новый случай, ведомые будут подчинены воле ведущего. Кроме этого, ведущий определяет их денежное благосостояние, что учитывается врожденными инстинктами выживания, и по этой причине ведомые (чиновники, ученые и т. п.) строго соблюдают субординацию. В отличие от дикой природы, где лидерство имеет одну ступеньку, человеческое общество содержит целую цепочку из ведущий – ведомый. Начинается она от главы государства и заканчивается детьми, у которых на улице определяется главный предводитель.
Надежность и благополучие жизни общества полностью зависит от того, из какого материала изготовлена подобная цепь. Подвержены или нет отдельные ее звенья гнили и ржавчине? Их создавали и продолжают создавать на языческих, религиозных, политических материалах, или на их смешении, но каждый раз в цепь встраивались звенья, предпочитающие личное благополучие, а не общественные целесообразности. В подобной ситуации, даже самые очевидные и важные для жизни общества усилия первого – ведущего звена, будут приводить к разрыву всей цепи и отсутствию ожидаемого результата.
На современном этапе развития общества, для обеспечения нормального его функционирования, необходим переход к управляемой рыночной экономике. Такую задачу одна команда решить не может. Таких команд должно быть три, каждая со своей цепочкой и со своей программой развития жизни общества. Это отдельная и сложная тема, а пока цепь одна и в ней присутствует сильная идеологическая составляющая, оптимизация оздоровления жизни общества будет проходить с большими трудностями.
В настоящее время, у каждого человека формируются определенные поведенческие модели на многие житейские случаи, которые наше мышление закрепляет найденные решения в виде приобретенных инстинктов - привычки, которые становятся для него нормой жизни. Так как его жизнь зависит от денег, то многие привычки содержат соответствующие планы действий на их приобретение, в том числе и противозаконные. В настоящее время обществом управляют негласно существующие понятия. Люди, обладающие энциклопедической памятью и артистичностью, стремятся устроиться в цепочку, как можно ближе к главному звену. Они легко имитируют свою деловую состоятельность и с успехом решают свои материальные планы. Противостоять против подобной человеческой склонности можно только путем активизации врожденного инстинкта страха. Крупные материальные потери или уход из жизни - только такие приемы могут частично блокировать приобретенную жажду к не правовым нормам обогащения.
В процессе разработки программы здорового образа жизни (ЗОЖ), необходимо учитывать главную особенность человека - это непрерывность работы нашего мышления. Это оно, на все часто повторяющиеся воздействия окружающей среды, формирует привычки. С одной стороны, это весьма целесообразно и полезно, так как человеку отпадает необходимость каждый раз искать реакцию на подобное событие. С другой стороны, многие наши желания, как бы не целесообразными они не были, мышление может оформить тоже в виде очередной привычки. Для этого, порой, достаточно даже непродолжительного воздействия на человека по внушению полезности подобного желания. Человеку будет трудно противостоять ложному желанию, если его ближайшее окружение, реклама, средства массовой информации (СМИ) советуют и призывают к подобным действиям. Особенно активно рождаются ложные привычки в свободное у человека время и когда в обществе высок уровень стихийности. Основная особенность привычек - это их приобретение на всю жизнь. Их нельзя забыть, вычеркнуть. Их, если удастся, можно только блокировать соответствующими, альтернативными привычками.
Полезные и ложные целесообразности, оформленные в виде привычки, становятся для человека его истинной, его смыслом жизни. Ими он руководствуется во всех случаях жизни и в отстаивании своей позиции. При формировании новых привычек, мышление строго учитывает свойства и характеристику всех уже имеющихся привычек с тем, чтобы не нарушить сложившуюся между ними гармоничную связь.
При такой схемы работы мышления по формированию привычек, следует, что в жизни общества не должно быть анархии, а уровень стихийности необходимо минимизировать. Первым барьером на пути стихийности должны стать учебные заведения. В школах ни каких курящих и тем более пьющих учителей. Для курящих школьников - наказания должны активизировать врожденный инстинкт страха. Студенты и преподаватели педагогических и медицинских вузов не должны пить и курить.
Привычки каждого человека это своеобразный элемент иммунной системы всего общества. Она зарождается с детского возраста. Формирование начальных привычек у детей идет по упрощенной схеме – наставление родителей, копирование привычек сверстников и кумиров, подражание взрослым и т.п. То, что будет в них заложено, неизбежно проявиться в их взрослой жизни и, в конечном случае, определит основной вектор развития общества.
Детей нельзя бросать на произвол судьбы. Это основная заповедь ЗОЖ. Они должны попасть в сферу влияния высоко квалифицированных специалистов, которые смогли бы стать для них образцами подражания по всем житейским случаям. В этом возрасте необходимо во время заметить естественную врожденную склонность ребенка. Особо одаренным детям необходимо своевременно создавать соответствующие условия для их развития, так как только особые врожденные данные могут привести к совершенствованию общечеловеческих ценностей.