Обзор.

Обзор Интернета пространства о Человеке.  1 апреля 2013 г.

В Интернете, широком спектром,  представлены  различные статьи и монографии о Человеке и его свойствах. Однако…. Все знают, что, как и почему вершатся события в нашем мироздании, но жизнь остается принципиально неизменной. Те, кто хотят и знают почему, не имеют возможности действовать, а те, кто могли бы, но не делают этого, не потому что умышленно, а потому, что у них, как это не печально, нет соответствующих привычек для правильного понимания  и осуществления подобных действий.

Ниже приведены короткие цитаты из нескольких работ, отображающих своеобразия  этих представлений. Мое мышление тоже пытается определиться  в познании человеческой сущности, которые были изложены мной 10 лет назад в работе «Мироздание и Человек». Попытки познакомить с ней соответствующие инстанции оказались безуспешными.

Осваивая  в последние два года Интернет пространство понял, что  я  не одинок в своих неудачах. Спросом пользуется только та часть представлений о свойствах человека, которая может обеспечить коммерческую выгоду. Весь спектр изотерической индустрии построен на мистике, в основу которой подводят реальные свойства человека, что приносит многим хорошие доходы. При этом, судьба обманутых людей никого не интересует.

Цитата 1.  Наука о человеке.
 fictionbook.ru›author/yerih_fromm/chelovek…samogo…

Человек – не чистый лист бумаги, на котором культура пишет свои письмена; он – существо, наделенное энергией и определенным образом организованное, которое в процессе адаптации вырабатывает специфические ответные реакции на воздействие внешних условий.

Человек может приспособиться к рабству, но этот процесс будет сопровождаться снижением его интеллектуальных и моральных качеств. Он может приспособиться к обществу, пропитанному взаимной подозрительностью и враждебностью, но при этом станет слабым и опустошенным. Он может приспособиться почти к любым культурным моделям, но, как только они входят в противоречие с его природой, у него возникают также психические и эмоциональные расстройства, которые, в конце концов, принуждают его изменить эти условия, раз он не может изменить свою природу.

Человеческая эволюция основана на сочетании адаптационных способностей и устойчивых качеств человеческой природы, которая заставляет его никогда не прекращать поисков условий, наилучшим образом обеспечивающих его внутренние потребности.

Итак, предмет науки о человеке – человеческая природа. Ее метод заключается в том, чтобы наблюдать реакции человека и социальные условия и из этих наблюдений индивидуальных человеческих реакций в разных условиях делать заключения о природе человека  – человеческая природа.

Цитата 2. Как избавится от вредных привычек и сформировать положительные черты... (тезисы служения помазания)
godembassy.org›main/na-zdorove/item/1217-час-…копия ещё

Все привычки, как положительные, так и негативные, вырабатываются через 5 органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Через эти чувства в нас зарождаются определенные мысли, мысли порождают эмоции, эмоции, в свою очередь, побуждают к определённым действиям. Постоянно повторяющиеся действия становятся привычками.

Мы – продукт нашего мышления, которое определяет соответствующие поступки. Поэтому очень важно поставить свои мысли под контроль!

Следите за своими мыслями –они становятся чувствами.
Следите за своими чувствами–они становятся действиями.
Следите за своими действиями –они становятся привычками.
Следите за своими привычками –они формируют ваш характер.
Следите за своим характером –ибо он определяет вашу судьбу.
 

Цитата 3.  Саногенез. "Мышление рождающее Здоровье" Орлов Ю.М.

Мысли, которые к нам приходят, и слова, которые мы произносим, формируют мир вокруг нас и саму нашу жизнь. Многие из нас привыкли мыслить отрицательными категориями и не осознают того вреда, который сами себе причиняют.

 Шаблоны мышления, воспитанные годами, активизируются автоматически и бессознательно, зачастую порождая шквал неприятных эмоций. Чтобы управлять своими эмоциями человек должен ОСОЗНАТЬ свое бессознательное.

В раннем детстве задатки этой философии формирует семья. От окружающих взрослых человеческое дитя перенимает, прежде всего, способы общения и взаимодействия. Потом подключаются друзья, школа, ВУЗ и, конечно же, средства массовой информации, столь эффективно манипулирующие сознанием людей. Человек растет и все более очеловечивается - учится вести себя не только в соответствии с собственным сиюминутным желанием, но и с мнением и желаниями других людей и в соответствии с представлением о будущей полезности. Так в человеческой жизни кроме "хочу" появляется "можно-нельзя" и "хорошо-плохо".

В процессе социализации программы поведения становятся бессознательными (путём многократного повторения) и управляют человеком автоматически. Переход этих программ на уровень привычки существенно упрощает нашу жизнь и даже более того, он жизненно необходим.

Благополучие и неблагополучие, здоровье и болезнь в значительной степени зависят от мышления, которое управляет нашим поведением и жизнью в определенных обстоятельствах. Это мышление может называться саногенным, если порождает здоровье и благополучие, и - патогенным - в противоположном случае.

Цитата 4.  Энергоэволюционизм Михаила Веллера.

Философские взгляды Михаила Веллера излагались им в разных произведениях, начиная с 1988 года, пока не были обобщены автором в единую теорию, названную в итоге энергоэволюционизмом. Основы энергоэволюционизма заключаются в том, что существование Вселенной рассматривается как эволюция первичной энергии Большого Взрыва, и эта энергия связывается в материальные структуры, все более сложные, которые, в свою очередь, распадаются с выделением энергии, и эти циклы идут с ускорением. Существование же человека рассматривается Веллером субъективно как сумма ощущений и стремление к получению максимально сильных ощущений, а объективно — как стремление к совершению максимальных действий по изменению окружающей среды, поскольку человек получает ощущения через действия.

     ощущения <---> разум <---> действия

Таким образом, человечество, наращивая прогресс цивилизации, захватывает свободную энергию и, преобразуя, выделяет энергию наружу в увеличивающихся масштабах и с увеличивающейся скоростью, преобразуя окружающую материю и тем самым, находясь на острие эволюции Вселенной. Категории морали, справедливости, счастья и любви рассматриваются как психологическое и социальное обеспечение для стремления биосистемы к совершению максимальных действий по преобразованию достижимой части Вселенной. Конец истории экстраполируется как действие пост человечества по выделению всей энергии вещества Вселенной, то есть, фактически, Нового Большого Взрыва, который уничтожит нашу Вселенную и явится зарождением Новой.

Процесс воспитания и формирования личности начинается с рождения. (Хотя, строго говоря, даже до рождения. Беременная женщина — это особенное шкатулочное существо, и люди всегда были к нему внимательны.) Первые слова и прикосновения матери — это уже передача ребенку существующей человеческой культуры. В эту культуру входит все по части деятельности и поведения. Информатика, этика, далее по списку.

 Родительское повеление и родительский запрет кладут начало социальному оформлению личности. Получение всех нужных благ и наказание в виде их неполучения формируют в ребенке зависимость от ближнего окружения. Он соотносит свои действия с реакцией окружающих. И первичный опыт ложится в подсознание.

 Пока это азбука. Следующая страница азбуки — воспитание. Почему предпочтительно начинать с азбуки? Потому что если ты не будешь помнить, откуда вышел, — то по дороге забудешь, куда ты идешь и зачем. Любой маршрут имеет начальную и конечную точки. Иначе это вольная прогулка для развлечения ног и дыхательных органов.

 Родители и воспитатели всех мастей внушают ребенку: что не надо бить слабых; не надо отбирать у них понравившиеся игрушки; надо иногда давать им поиграть своими игрушками, потому что это хорошо; надо делиться с ними конфетами. Улица, детсад и школа прибавляют: надо давать сдачи и не надо ябедничать. Такова социальная адаптация ребенка, и она понятна.

Цитата 5.  Человек и его потребности. Бережной Н.М.         lib.vvsu.ru›books/servis/page0010.asp

Смысл категории "образ жизни" в ее синтетическом характере, в том, что она не только включает, но и выявляет многообразие общего, особенного и единичного. Уровень жизни и качество жизни - выражения сущностных, устойчивых признаков образа жизни. За ними стоит и ими определяется многообразие проявлений образа жизни: мода, обычаи, ритуалы, национальные традиции, обряды, эстетические вкусы, нравственные нормы и принципы.

Свободное время - та часть нерабочего времени, которая используется человеком по своему усмотрению, свободно. Это значит, что суточный бюджет работающего (обучающегося) человека включает время необходимого труда, внерабочее время, которое в свою очередь подразделяется на время пассивного отдыха (сон, лежание на диване и т. п.), время удовлетворения естественных потребностей (еда, отправление естественных надобностей и др.) и свободное время.

Использование свободного времени объективно показывает, что означает свобода личности: используется оно для разгульной жизни и участия в сомнительных кампаниях (алкоголиков, наркоманов, гомосексуалистов) или же оно используется для занятий спортом, чтения литературы, посещения музеев, туристических походов и т. п. В первом случае, это будет время безнадежно потерянное для человека, время деградации личности, во втором случае, это будет время интеллектуального, физического и духовного развития, т. е. время подлинно свободное.

Здоровый образ жизни - залог формирования и удовлетворения разумных потребностей. Уклонение от здорового образа жизни - увлечение алкоголем, участие в сомнительных антиобщественных группировках - вытесняет из образа жизни накопленный потенциал гуманного развития, укрепляет в нем приоритет неразумных потребностей, ведет, в конечном счете, к деградации личности.

Свобода рыночного человека это - свобода торговать, обогащаться за счет спекулятивных сделок, уклонения от налогов. Здесь господствуют брокеры, дилеры, киллеры, рэкетиры и другие прохиндеи из воровского мира.

Вывод: рыночная экономика трансформирует потребности человека таким образом, что происходит угасание возвышенных гуманных потребностей (интеллектуальных, нравственных, духовных, социальных), формирующих гармонически развитую личность. Поощряются и утверждаются к жизни низкопробные потребности, ориентирующие человека на материальное обогащение любыми средствами. Реализуя принцип "ничего даром", рынок формирует вражду между людьми, разрушает истинно русскую традицию соборности и коллективизма, способствует росту преступности и коррупции.

Цитата 6.  Виолетта Романовна Хамидова. Привычки и их роль. plam.ru›Психология›…_kurs/p2.php

Каждый человек имеет характер, привычки, темперамент. Если обобщить все перечисленное, можно сделать вывод, что мозг человека – уникальный механизм, обеспечивающий победу в борьбе за существование.

У людей привычки формируются посредством воспитания. Сама по себе привычка возникнуть не может – необходимо какое-либо эмоциональное подкрепление, которое может быть как положительным, так и отрицательным. В качестве поощрения может выступать не только пища, как у животных, но и эмоциональное влияние – похвала, или, наоборот, оскорбление и унижение. Привычки, или динамические стереотипы, как говорят психологи, могут возникать у человека спонтанно, порой он даже не отдает себе отчета в том, что у него есть та или иная привычка.

Привычку очень трудно не только победить, но даже изменить. В случае если человек вынужден изменять ее, он испытывает стресс и дискомфорт, тогда как возвращение к привычным действиям вызывает чувство удовлетворения и защищенности. Это происходит потому, что привычка – это проявление инстинкта самосохранения. Мозг запоминает те действия, которые не привели к негативным последствиям, а потому они воспринимаются как безопасное поведение. Любое новое действие, пусть даже полезное для самого человека, понимается как новое, а потому вызывает стресс. Неважно, каким это изменение является, полезным или вредным, важно лишь то, что оно ломает привычный уклад жизни.

Доминанта является важным принципом работы мозга. Это понятие ввел А. Ухтомский. Доминанты имеют как люди, так и животные. У последних это прежде всего потребность в еде, защите и рождении потомства.

У людей доминант гораздо больше. Это потребности не только физиологические, которые совпадают с потребностями животных (утоление голода и жажды), но и эстетические (стремление к красоте, потребность в уважении и самореализации), познавательные, нравственные и многие другие. Любая из этих потребностей может стать доминантой. Их наличие само по себе не является противоестественным, однако когда человек подчиняет свою волю достижению той или иной потребности, существует риск зацикливания.

Подсознание нацелено прежде всего на обеспечение выживания человека в условиях окружающей среды. Сознание же, эволюционно более молодое, получает сигналы от подсознания, однако не всегда точно понимает их. Подсознание управляет инстинктами, тогда как сознание пытается оправдать их. Что бы человек ни делал, он делает это для самосохранения, и поведение его инстинктивно.

Итак, сознание управляется подсознанием. Однако существует еще одна проблема: кора не всегда правильно понимает то, что говорит подкорка. Если сознание оперирует словами, то подсознание – эмоциями. Слово, обозначающее чувство, не всегда точно отражает его истинный смысл, поэтому возникают многие заболевания.

Теперь несколько слов о функциях сознания и подсознания. Если подкорка отвечает за сохранение жизни человека, то кора мозга решает задачи выживания в обществе, то есть социуме. Мы видим, что у нас существует не только биологический инстинкт самосохранения, но и социальный. Биологический сохраняет нам жизнь, а вот социальный иногда имеет цель, противоположную первой.