Человек и Разум
Человек и Разум.
До появления человеческой популяции дикое многообразие существовало и взаимодействовало с природной средой обитания в соответствии со своими генотипами, или врожденными инстинктами. Все их взаимодействия с природой сводилась к поиску продуктивной среды обитания и размножению. Выживаемость популяции определялась генотипом лидера. Такие свойства популяций требовали определенных параметров природной среды обитания. При резком изменении климатических условий, или иных факторов, эти параметры нарушались, что приводили к гибели тех видов, которым данные условия не подходили.
Мы не знаем, каким образом природа умудрилась построить жизнедеятельность диких популяций на базе врожденных инстинктов, требующих от особей строгого и безусловного исполнения. Тем не менее, этот природный ход позволил отдельным видам преодолеть все невзгоды, которыми многие миллионы лет природа подвергала их испытанию. Правда, не одна выжившая, ни многие погибшие, никогда не пытались понять сущности природы и своего предназначения в ней.
Почему природа заложила в мозг нашего предка своеобразный врожденный инстинкт адаптации – любознательность, склонность и мышление, мы пока не знаем. Этот инстинкт позволил, для часто повторяющихся событий, формировать соответствующие дополнительные инстинкты. Эти наработанные инстинкты не передается по наследству, а переходит от особи к особи через подражание или внушение. Можно предположить, что именно эти приобретенные инстинкты открыл эру формирования человека «разумного». Пока с маленькой буквы, но уже способного формировать специфические реакции на неожиданные воздействия окружающей среды и, тем самым, повышать уровень своей выживаемости. Насколько эффективно скажется действие подобного инстинкта на выживаемости современной человеческой популяции, судить весьма сложно. Для оценки процессов подобного рода требуется не одно тысячелетие.
Несомненным, пока, является только одно - явное преимущество человека над дикими популяциями и окружающей его природной среды обитания и безрассудным отношением к себе подобным. Весь ход развития человеческой популяции, зафиксированный в различных исторических источниках, свидетельствует о покорении одних народов другими, которые инициировались их руководителями и которые приводили к существенной регуляции численности человеческой популяции.
Во все времена и по настоящее время, в человеческой популяции, как и в дикой, жестко работает врожденный инстинкт статуса. Он заставляет всех членов общества участвовать в борьбе за лидерство. Как только лидер определен, остальные члены общества становятся ведомыми и уже не могут не поддерживать действия лидера. С позиции природы все правильно. В природе ничто не существует, не соподчиняясь с окружающей средой. Должна быть определенная гармония и порядок. Анархия недопустима как в диких популяциях, так и в человеческой среде.
С позиции поддержания порядка, человеческим обществом должен управлять лидер, настоящий – полноценный как в генетическом, так и психофизиологическом плане. Но если в дикой природе лидерство выясняется в очной ставке претендентов, то в человеческой среде в лидеры может легко пробиться и вполне амбициозная личность, которая, как правило, быстро превращается в деспотического диктатора.
Настоящий лидер, каким-то образом, чувствует общественную ауру и поэтому все его диктаторские ходы легко воспринимаются в обществе. Ложный лидер этими свойствами не обладает и разобраться в советах своего окружения он не может. По этой причине, при наведении порядка в обществе, постепенно возрастает силовая составляющая, приводя, порой, не только это общество, но и соседние, к трагическим последствиям.
Внедрение в жизнь человеческой популяции денег, как пропуска в продуктивную среду, существенно повлияло на характер человеческих взаимоотношений. Инстинкт адаптации быстро выработал целый набор приобретенных инстинктов, способствующих одностороннему денежному обогащению. С этих пор первичная, условная разумность человека стала деградировать. Разве можно назвать разумным, если целенаправленно воспитывать в обществе определенный потребительский зуд с тем, чтобы развивать в этом направлении соответствующие производства, прибыль которых оседала в ограниченной части общества. Шоу бизнес, казино, алкоголь, табак наркотики и лекарства - все это приносит отдельным дельцам большие деньги. Их инстинкт адаптации нарабатывает все новые и новые приобретенные инстинкты по вовлечению общества в этот процесс. Естественно, что через механизм внушаемости, многие члены общества, заражаются подобными инстинктами, что приводит к формированию определенных системных отношений в обществе, которые порабощает все общество. Формулируются определенные законы, возникает определенное представление о ценностях. В соответствии с этим идет развитие техногенной среды обитания, промышленности, науки. Политические партии работают над разработкой своих идеологических программ. В целом идет бурная жизнь.
Но можно ли назвать ее разумной, если все происходит в рамках приобретенных инстинктов, наработанных алкоголем, табаком и наркотиками. Как может рассуждать человек, неотягощенный пагубным воздействием этой продукцией, пока неизвестно.
Конечно, нарастающими темпами идет развитие техногенной среды обитания. Развиваются производства и технологии. Однако, все это можно связать не столько с разумом человека, а просто с его способностью выполнять определенные операции, навыки по которым передаются от одного поколения к другому. По этой причине человек, скорее всего, является не столько разумный, сколько человеком «Способный». Отдельные же всплески разумной деятельности человека можно связать с фундаментальными открытиями отдельных личностей, которые осваивает человек Способный и потом это передается от поколения к поколению.
То, что мы скорее не «разумные», а «способные», свидетельствует наше неумение противостоять ложным направлениям в развитии науки и техники, внедряемыми в общество авторитетами различного уровня и губительно сказывающее на жизнедеятельности всего общества не одного поколения, пока не родиться настоящий, Разумный человек, и не приоткроет пелену существующих заблуждений.
Человек, присвоивший своей популяции статус «разумности», жил при зачаточных формах познания мироздания и своего «Я». В настоящее время мы живем в совершенно ином – информационном мире, в котором имеются технические средства и технологии, которые позволяют устанавливать реальную истинность тех или иных событий. Однако, мы продолжаем жить и строить свои взаимоотношения, которые разработал некий наш, первобытный гений.
Конечно, в обществе необходимо поддерживать дисциплину и порядок. Эту роль выполняет набор правил, которые формирует определенные системные взаимоотношения в обществе. Как бы не возникли эти системы – эволюционным, или революционным путем – они действуют по принципу приобретенного инстинкта и передаются от поколения к поколению путем внушения и подражания. Отдельно взятый человек, да и все общество оказывается в своеобразном, не подозреваемом ими, рабстве. Любые отклонения от общепринятых норм пресекались не столько с верху, сколько с низу. Это позволяло длительному процветанию самым жестоким системам.
Построить на такой основе справедливые системные взаимоотношения в цивилизованном обществе вряд ли возможно. Информированность общества о реальности современного бытия очень высока. Взаимоотношения в обществе строятся не в рамках общественной целесообразности, а исходя из специфических соображений отдельных слоев общества, или их амбициозных личностей. В обществе процветают двойные, тройные, а, порой, и многомерные стандарты «этических» и «моральных» норм для достижения индивидуального обогащения, не имеющие ни чего общего с поведением человека не только разумного, но и способного. Они обладают специфической способностью, которая определяется врожденным инстинктом выживаемости, которому они не могут противопоставить способность человека к разумной деятельности. Эта часть рыночного общества диктует свои «разумные» правила игры, в результате которых большая часть общества - по врожденному инстинкту статуса являющейся ведомой - оказывается брошенной на произвол судьбы. Им предоставляется право требовать от предпринимателя своевременной выплаты зарплаты, не платить за не предоставленные услуги, требовать от продавцов документы на качество товаров, выбрать, в конце концов, собственного депутата для защиты своих прав и свобод и т.д. и т.п. Но вот снять депутата, которого выбрали, скажем, 30% голосов от 20% явившихся на избирательный участок, требуется не менее 70% подписей за его отставку от всего численного состава избирателей. Иначе, 6 человек из 100 достаточно для победы, а для отзыва требуется на порядок больше подписей.
Парадокс заключается в том, что эта ситуация предопределена не каким то разумным началом, а предопределена существующими системными принципами. Не делая определенные шаги и на определенном уровне управления обществом, мы не в силах оптимизировать, даже явно негативные недостатки системы, в нужном, научно обоснованном направлении. Необходимо понимание, что эры диктаторского, или стихийного становления системных правил игры не может удовлетворить современное общество. В настоящее время необходимо опираться на научно обоснованные, цивилизованные нормы развития и существования общества.
Для управления обществом требуется не только экономическая вертикаль власти, но и вертикаль Разума. Хотим мы того или нет, но физиологическая сущность человека всецело находиться в зависимости от нашего мышления. Имея непрерывный режим своего функционирования, оно управляет человеком таким образом, чтобы он испытывал чувство уверенности в своих действиях. В процессе работы человека, мышление способствует усилению его профессиональных способностей, во время сна - способствует полноценной работе его иммунной системы, которая приводит к норме работоспособность всех систем.
Самым сложным для функционирования мышления является промежуток времени между сном и работой. Чтобы человек испытывал удовлетворенность, мышление требует от человека, для своей работы информационно насыщенной среды. Оно заставляет человека заниматься семейными делами, встречаться с друзьями на природе или ином месте. Одни проводят время в театрах, за книгой, а другие идут в рестораны, в казино, или соображают на троих в укромном месте. Свободное время оказывается самым сложным испытанием, как для его мышления, так и для его физиологической сущности, так как найденный вариант удовлетворенности закрепляется мышлением в виде очередного приобретенного инстинкта, со своим приоритетом и периодичностью и который обязательно находится в гармонии с уже существующими приобретенными инстинктами. Как только приходит время действия данного инстинкта, человек безропотно ввергается в предписанный данным инстинктом процесс, который может подключать к своей работе и другие инстинкты. Таким образом, действия человека могут выглядеть как разумными внешне, но, по сути, обречены на заранее предписанный финал.
Способность человека противостоять нежелательным действиям, инициированными приобретенными и даже врожденными инстинктами, можно было бы квалифицировать как проявление нашего разумного начала. Но для этого в мышлении должны быть заранее сформированы приобретенные инстинкты разумности, блокирующие нежелательные процессы, которые должны формироваться в самых высоких научных инстанциях и по вертикали разумности внедряться в жизнь всего общества - ведущего и ведомого. При этом необходимо учитывать тот факт, что существующая система научной деятельности опирается на кадры, которые, в свое время и при определенных обстоятельствах, заполнили штатное расписание научного производства. Они по сути ведомые и им, в первую очередь, необходимо просто выжить в этой системе. Весь свой потенциал разумности они тратят на наработку индивидуальных приобретенных инстинктов поведенческих стандартов. Они энциклопедически подкованы, досконально знакомы с содержанием разрабатываемых проблем и отношением к ним вышестоящей науки, артистичны и коммуникабельны. Они легко могут имитировать кипучую деятельность и ни когда не признаются в своем не профессионализме. Подобные специалисты в научном процессе необходимы, но только не как ответственные исполнители или оценщики разумности.
Истина, как продукт разумной деятельности нашего мышления, по своей сути, одинока. Она может возникнуть не только в научной среде, но и на любой другой социальной ступени общества. И если говорить об обществе Разумном, то мы должны создать определенные условия для пробивающихся ростков чего-то нового и непонятного. Общество должно быть приоткрыто в этом направлении с тем, чтобы исключить влияние отдельно взятого чиновника или ученого только на негативное развитие подобного процесса. Необходимо в полной мере пользоваться современными средствами распространения информации с тем, чтобы с предлагаемой информацией соприкоснулись не только различные части общества, но и те ведущие структуры, которые должны существовать в цивилизованном обществе, с тем, чтобы научно обосновывать стратегический вектор развития общества. Тогда полезное останется полезным, а кажущееся негативным, при многократном повторении, может тоже проложить себе путь.