Культура.

О культуре и науке.

 

 Интернет пространство наполнено сайтами авторы, которых представляют свое видение роли культуры в нашей жизни. У меня, т.е. у моего ОНО, постоянно возникает желание определиться в этом вопросе. Это означает, что в массиве моих привычек появилась некая привычка, которая, возбуждаясь, ищет связи с другими привычками, что приводит к «мельканию самых разнообразных мыслей», связанными с этой проблемой.

Разрабатывая свою «Науку о Человеке», я приобрел несколько привычек, связанных с пониманием свойств нашего мышления, привычек, эмоций и свободного времени. На фоне врожденного инстинкта склонности, которым обладает только человеческая популяция, наше мышление оказалось способным формировать самые невероятные привычки, как полезные (верные), так и ложные. От этого не застрахован никто.

Человеческая популяция состоит из двух сущностей: физиологической – собственно Человек и психологической – ОНО (набор привычек). Это основная аксиома, которая позволяет понять мотивы многих наших действий.

Я надеюсь, что мои представления о сущности нашего бытия, являются не совсем ложными. А то, что наши привычки являются основным фундаментом как для открытия объективно существующей реальности, так и для накопления ложных целесообразностей, тоже является аксиомой. И то и другое, для конкретного ОНО, все равно, будет являться его «правильным» смыслом жизни.

Аксиомой необходимо признать также то, что привычки наделены правом, управлять всеми системами жизнеобеспечения Человека. Многие наши «открытия и представления» внедряются в другого ОНО, посредством обучения или внушения.

Рожденный ребенок не имеет ОНО. Человек в не общества будет оставаться просто животным. ОНО ребенка начинает формироваться с его первых соприкосновений с окружающей средой. При этом, самые первые привычки внедряются в автоматическом режиме от его родителей (здесь и язык, культура и многое другое). Контактируя со своими сверстниками, молодой ОНО будет накапливать свои привычки, с учетом уже имеющимися. Взрослея, существующие привычки ОНО, будут постепенно превращаться в своеобразную закрытую систему, которая будет способной отстаивать свое право на жизнь.

Так формируется представления нового ОНО об окружающей его среде. На первых этапах своего взросления ему приходиться безропотно превращать в привычки то, что на него воздействует. На заключительном этапе это преобразуется в своеобразную «научную базу», обогащенную индивидуальными способностями, обусловленными врожденным инстинктом склонности.

Энциклопедическая память, склонность к музыке поэзии, живописи, любопытство и многое другое интенсивно участвует в формировании психофизиологической сущности Человека. Превращаясь в привычки, они неизбежно формируют индивидуальные особенности ОНО, что само по себе и не плохо. Ни кто не знает, какой набор привычек ведет к Полезному! «мельканию мыслей». Плохо то, что это случается крайне редко. У остальных ОНО, свои «мелькания мыслей», свои приоритеты.

В условиях стихийного рынка и власти денег все ОНО, в той или иной степени вынуждено или осознано формируют свои привычки выживания, с учетом своих врожденных инстинктов склонности. Этот инстинкт способствовал многим ОНО найти свою нишу в науке, искусстве, образовав своеобразное элитное общество. Имея энциклопедическую память, они легко имитируют свою «научность и образованность», свое особое «предназначение» в обществе. В доказательство своей значимости, они могут привести многочисленные цитаты различных, мудрых людей, не вникая в достоверность их содержания. Если есть такая привычка, значит это достоверно. Так из поколения в поколение передается технология становления «духовности и возвышенности и своего особого предназначения». Кто-то из них в действительности является одаренной личностью, с полезным для общества «мельканием мыслей», но многие следуют этому, не потому, что что-то соображают, а потому, что ТАК НАДО!

Ментальность нашего общества неоднородна. Лидеры, Мыслители, Преподаватели представляют незначительную часть общества. Основная часть состоит из людей с ментальностью - Исполнители. Но у всех жизнь складывается, в основном, из трех частей: семейные заботы, общеполезный труд и личное время (свободное время). Вот это свободное время играет огромную роль в нашей жизни.

Все дело в том, что мышление является постоянно функционирующей врожденной системой. Она формирует привычки на все случаи жизни, которым обязан следовать Человек (иначе он может попасть в беду). Когда заканчиваются семейные заботы и работа, активизируются привычки для свободного времени, и они заставляют Человека «идти туда, не зная куда, и делать то, не зная что». Лишь бы ОНО был доволен. Оно наряжает Человека в модные одежды, почует его изысканными блюдами, ведет в театры и консерватории. Другие ОНО (конечно не бескорыстно) организуют соответствующие условия для такого время препровождения, и, конечно, на высшем уровне. ОНО получает удовольствие и наслаждение, а шоу бизнес процветает на этом поприще.

То, что Человека что-то отравило, что-то не подошло, чего-то лишился, нет никому никакого дела. Семейные дела пошли как-то не так. Появилось ослабленное потомство. Не все в порядке и на работе. У ОНО усиленно «мелькают мысли» по добыче денег, и Человек реализует найденный вариант успешно. Его снова нарядили, покормили …..

В этом процессе определенная, негативная роль принадлежит науке и искусству. Все их «просвещение» сводиться не к заботам о Человеке, а к формированию в обществе нужных для шоу бизнеса потребительских привычек. Они легко используют главный недостаток нашего мышления – оно не обладает критериями по оценке ложности предлагаемых желаний. Для него имеет большое значение частота воздействия, уровень авторитетности процесса в обществе или авторитет личности.

Как пример, небольшая цитата из Интернета:

«Вкус этого чая потрясающий и удивительный! В нем в равных пропорциях искрятся нежность, легкость и очарование. Этот чай кружит голову! В нем и фрукты, и травы, и цветы и грозы. Наслаждаться удивительным ароматом чая можно начинать задолго до его заваривания. Даже в сухом виде он заводит и заставляет петь! Прислушайтесь к его аромату, как только вскроете пакетик. Замрите и прислушайтесь к этому волшебному аромату, который заставляет петь, и вы поймете мое восхищение».

Ну что можно на это возразить!? Подвергнуть сомнению это «научное» обоснование невозможно!

Наши способности к живописи, музыке, поэзии, любви, танцам, энциклопедическая память, интуиция, любопытство и многое другое даны нам природой не для того, чтобы это определяло только степень нашей духовности, возвышенности, значимости и образованности. У каждой ментальной группы свои особенности. Мы пока не знаем, для чего природа наградила человеческую популяцию такими способностями, но на данном этапе, все это позволяет разумно и осмысленно заполнять свое свободное время не только в массовых процессах, но и в небольших группах или в индивидуальном плане. Эти врожденные склонности способствуют «мельканию мыслей», которые являются источником научно-технического прогресса. К сожалению, эти же «мелькания мыслей» приводит многих в мир иллюзий и заблуждений, создавая условия для процветания псевдо культуры и науки.

Необходимо не приобщаться к общепризнанным стандартам культуры, а наполнять свое свободное время в рамках своих склонностей. Почему они у всех разные, неизвестно, но это факт. Если нет склонности, например, к живописи, музыке или поэзии, то их можно, конечно, частично компенсировать путем осознанного формирования соответствующих привычек. Однако, из этого ничего путного не получится, а разочарование можно приобрести. Превзойти природную склонность невозможно. Ее надо просто ценить и в искусстве, и в науке, и создать благоприятные условия для «мелькания мыслей».

Интернет пространство наполнено различными размышлениями на тему Культуры и ее роли в человеческой жизни. Если их просматривать, с учетом такой роли наших привычек и существования Человека и ОНО, то становиться понятными причины такого многообразия мнений по этому поводу. Каждый ОНО превращает в привычки свои «мелькания мыслей», а не чужие. Какими бы они не были фантастическими, нелепыми, абсурдными и т.п. каждый ОНО искренне уверен в правомочности своих представлений. Особой категоричностью обладают ОНО с доминантными идеологическими привычками. Когда это касается искусства, науки, политики и т.п. такие ОНО готовы грудью стать на защиту своих, по сути, виртуальных представлений.

Здесь, для примера, привожу несколько выдержек из сайтов, в которые можно легко вписать выше изложенные представления. Курсивом даны мои комментарии.

0zd.ru›kultura_i_iskusstvo/kulturologiya_5.html

Культура - чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения. Ее различные стороны и феномены не поддаются четкому обособлению друг от друга. Поэтому границы между отдельными науками о культуре в составе культурологического знания не являются жесткими, строго очерченными. Тем не менее, можно более или менее ясным образом очертить специфику названных выше культурологических дисциплин и их отношение к культурологии как общей теории культуры.

Способность привычек к «мельканию мыслей» и превращению их в привычки, позволяет каждому человеку легко обосновать свои «философские» представления, которые ничего общего не имеют с объективной реальностью. Было бы справедливым, считать несовпадение представлений как повод для поиска точек соприкосновении, а не для критики.

 

Межуев В.М. cr-journal.ru›rus/journals/72.html&j_id=6

Культура там, где я свободное существо, а не просто что-то делаю. Вот где культура. Я могу назвать как тех, кто разделяет эту точку зрения, понимая, что, конечно, придут другие ученые и скажут, что культура – это все на свете. Только надо понимать, что первобытный человек, которого мы подставляем под культуру, ни о какой культуре понятия не имел. Мы говорим: китайская цивилизация, хотя ни один китаец не назовет свою страну цивилизацией, это европейский термин, опрокинутый на иные миры. Мы говорим: православная культура, но надо знать, что для верующих религия, вера – это не культура, это сверх культура, это культ. И надо понимать, что культура существует только для человека, осознавшего себя свободным существом. Это философская точка зрения. Все остальное можете называть культурой, но, с точки зрения философа, это культурой не является.

Привычки, сформированные на базе виртуальных «мельканий мыслей», с ложной целесообразностью, требуют немедленной реализации, как жизненно важная необходимость для данного человека. Но другие имеют другие привычки, и конечно, будут препятствовать его намерениям. Это становиться безграничным полем для самовыражения и самоутверждения, что ведет не к поиску некой реальности, а к бессмысленной конфронтации. Оспорить «Это философская точка зрения.» невозможно.

Есть нечто такое, что влияет на человека: в какой-то степени он создает себя сам. Человек – это единственное существо, которое рождается без всякой сущности. В человеке нет никакой субстанции, данной заранее. Это понял великий философ Э. Кассирер, может быть, самый великий философ культуры XX в. Человек – это существо не субстанциальное, а функциональное. Это означает, что свою сущность мы создаем сами.

Эту цитату легко трансформировать в обоснование существования в человеческой популяции двух сущностей – Человека и ОНО!

knowledge.allbest.ru›Культура и искусство›…_0.html

С появлением хомосапиенс, т.е. человека разумного, возникла собственно культура первобытного общества (примерно 40-35 лет до н. э.). В это время скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и иных орудий труда, появляются сложные: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. Особенностями духовной культуры этого периода становится усложнение общественных отношений: появление брака, запрещающего инцест, а также появление рода и семьи. В это время формируется ранняя форма религии, появляется художественное творчество, складывается система научных знаний. Первый длительный период развития материальной культуры первобытного общества - присваивающая материальная культура.

Народная культура.

Народная культура - бесписьменная, поэтому в ней большое значение принадлежит традициям, как к способу трансляции жизненно важной информации. Народная культура консервативна, она практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу вследствие своего стремления к доминированию традиционных смыслов. Индивидуальное начало в ней не выражено. Отсюда анонимность, безличность и отсутствие именного авторства. Традиционная культура регулирует все аспекты жизнедеятельности общины, определяя уклад жизни и специфику взаимоотношений: форму хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, знания, фольклор (как знаково-символическое выражение традиции).

Массовая культура.

На протяжении 20-ого века на смену традиционным архаическим формам культуры-творчества пришла «индустрия культуры» (производство культурных ценностей для массового потребления, основанное на современных, практически безграничных возможностей их тиражирования). Так со второй половины 19-ого века формируется массовая культура. Отчасти преемница народной культуры, т.е. возникает постиндустриальный фольклор, но большинство исследователей склоняются к мысли о том, что эти два феномена, по сути, очень далеки друг от друга, противопоставляя традицию изменчивой моде. А национальный характер - космополитизм.

Элитарная культура.

Формирование элитарной культуры связано с образованием круга «избранных»- тех, кому она доступна и кто выступает ее носителем (культурная элита). В основе этих процессов лежит невероятное увеличение объема информации. К 20 веку время энциклопедически образованных универсалов ориентирующихся во всех областях культуры прошло.

Современная наука, включая философию, стала мало понятной для «непосвященной». Глубокие художественные произведения современности нелегки для восприятия и требуют для понимания умственных усилий и достаточной образованности. Высокая культура стала специализированной. В каждой культурной сфере теперь есть сравнительно немногочисленная элита, принадлежащие к ней - создатели, ценители и потребители высших достижений в своей области культуры (в лучшем случае еще и смежной с ней). Тем же, кто не попадает в их круг, просто невозможно понять соответствующие предмет рассуждений. Так элитарная культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующая принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству, как правило, являющаяся одновременно и творцами ее, и адресатами. Она сознательна и последовательно противостоит культуре большинства. Философы рассматривают как единственно-способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры.

На этом сайте очень просто и понятно (по крайней мере, мне) раскрывается сущность культуры. Это неотъемлемая составляющая ментальности нашего общества. «Высокая культура» является неизбежным продуктом элитного общества, которая облегчает им заполнять их свободное время. «Мелькание мыслей» генерирует для них широкий спектр псевдо целесообразностей, которые, превращаясь в привычки, становятся неотъемлемой частью их жизни. Как следствие, они отрываются от реальной жизни, погружаясь в мир абстракции, и заблуждений. Вывести их из этого состояния, практически, невозможно.